Expand Cut Tags

No cut tags

Feb. 7th, 2016

dvinetz: (Default)
У Махова уже на 250 коментов и продолжает расти. И разумеется не обошлось без канонiчного "англосаксы - аццкие сотоны, а нас русских в Сибири с цветами встречали". Кагбэ зря.


Гринев А.В. Характер взаимоотношений русских колонизаторов и аборигенов Аляски // Вопросы истории. 2003. №8. С. 96-111

Устроившись на зимовку в бухте на острове Атту, промышленники из артели Л. Беляева перебили всех не успевших бежать обитателей одного але­утского селения, в том числе женщин, которых заколов, сбросили с утеса в море 8. Промышленники оправдывались тем, что островитяне и так должны были погибнуть от голода, поскольку все их продовольствие было отнято русскими. На этом Беляев и его подручные не остановились и, захватив еще одно селение, истребили до 40 человек, оставив в живых только молодых женщин - "для услуг" 9.
От артели Беляева не отставали и другие промышленники. "Они также преследовали и истребляли разбежавшихся от страха островитян, - писал на основе данных сибирских архивов А.С. Полонский. - Передовщик (Чупров. - А.Г.) не только не принимал мер к ограничению жестокостей, но и сам постоянно вооруженный болтом, убивал встречавшихся туземцев, перехва­тывал вооруженною рукою появлявшиеся байдарки и даже велел сварить са­ламат (мука, разведенная в воде. - А.Г.) с сулемою для отравления приходив­ших в гавань (где стояло судно промышленников. - А.Г.).... Он сам посылал рабочих отбирать у туземцев корма и промысла с приказанием; если не дадут доброю волею, бить. Женщины в гавани шили парки (теплая меховая одежда с капюшоном. - А.Г.) и угождали каждая своему покровителю; как мужчин, так и женщин, находившихся при компании для работ, наказывали линька­ми (плетьми. - А.Г.), для страха: знайте меня, Чупрова" 10.

Поведение промышленников Чупрова и Беляева на Алеутских островах не было единичным явлением. Насилия и убийства продолжались и в даль­нейшем, неоднократно приводя к выступлениям местных жителей. Особен­но значительным было восстание алеутов Лисьих островов в 1763-1764 гг., когда были почти полностью уничтожены экипажи четырех купеческих су­дов 12. Месть промышленников не заставила себя ждать. Во время каратель­ных рейдов последние уничтожали местных жителей целыми селениями. И.Е. Вениаминов, опираясь на рассказы стариков-алеутов, очевидцев событий, писал о передовщике С. Глотове, пришедшем на судне "Св. Андреян и Ната­лья" летом 1764 г. к Лисьим островам; "Он, сколько под предлогом отомщения за смерть соотечественников своих, столько и за непокорность, истребил почти без остатка все селения, бывшие на южной стороне Умнака, и жителей островов Самальи и Четырехсопочных". Побывавший в 1790 г. в этом районе Г.А. Сарычев бесстрастно отмечал в своем путевом журнале: "Жителей на Четырехсопошных островах прежде было много, но нониче нет" 13.

Особенно "прославился" своими жестокими расправами с непокорны­ми туземцами в 1764-1765 гг. мореход и передовщик И. Соловьев с судна "Св. апостолы Петр и Павел". В отместку за нападение на свою команду и уничтожение экипажей других купеческих судов, он, как и Глотов, не поща­дил почти никого из местных жителей. В.Н. Берх, посетивший Русскую Аме­рику в начале XIX в., собрал от промышленников "прежних времен" некото­рые сведения о жестокостях Соловьева на островах Лисьей гряды. Вот что он писал об одном из карательных рейдов Соловьева: "Кровопролитие при сем случае было ужасное, большая часть виновных в убиении россиян заплатила за сие жизнию. Мстители сии (Соловьев со своей командой. - А.Г.), услы­шав впоследствии, что островитяне, боясь нечаянного нападения, собрались в числе 300 человек в одно жилище, отправились немедленно туда. По при­бытии их начали островитяне метать из разных отверстий стрелы, но как вместо оных влетели туда к ним пули, то и решились они, заколотив все щели, ожидать покойно участи своей. Соловьев, видя, что зданию сему нельзя будет нанести скорого вреда, подложил под оное в разных местах кишки, начиненные порохом, и поднял сих несчастных детей природы на воздух. Хотя при сем случае спаслись многие от взорвания, но были побиты ружья­ми и саблями" 14.

Очевидцы рассказывали купцу И.В. Лапину (информатору Верха), что от рук команды Соловьева тогда погибло около 200 человек. "Кроме этого известно, - добавлял Вениаминов, - что он истребил две байдары Унимакских Алеутов, приехавших к своим родственникам; и сверх многих частных убийств, он наконец нашел жителей нескольких селений Уналашки, собрав­шихся на Яичном островке или Орешке, подле о. Спирки, для защиты. По втором покушении, Соловьев пристал к берегу и истребил всех бывших тут Алеутов с женами и детьми. Убийство это было столь жестоко, что море вокруг островка сделалось кроваво от бросавшихся и бросаемых в оное". По словам стариков-алеутов, промышленники перестреляли многих туземцев просто ради забавы. Вениаминов прямо называет виновника: "Это сделал Соловьев (в Кошигинском селении на Уналашке. - А.Г.), которому пришло в голову испытать; в котором (человеке) остановится пуля? и для этого он велел связать вместе двенадцать человек Алеутов (вероятно не совсем без­винных) и выстрелил в них из штуцера или винтовки (говорят, пуля остано­вилась в девятом)" 15.

Всего, по данным морского офицера Г.И. Давыдова, Соловьев уничто­жил на островах Лисьей гряды более 3000 алеутов, а по мнению Г.А. Сарычева и И.Е. Вениаминова - не менее 5000, однако ряд исследователей под­вергает сомнению эти цифры, как явно преувеличенные 16. Характерно, что в своем рапорте камчатскому начальству сам Соловьев вообще не упоминает эти эпизоды, хотя и неоднократно описывает стычки с местными жителями, кото­рые в его рапорте неизменно выступают как инициаторы столкновений 17.
Так, после возвращения бота "Св. Гавриил" из промысловой экспедиции к берегам Аляски в 1762 г. его команда была предана суду за то, как говорилось в официальном документе, что творила "неописанныя обиды, разорения и смертоубийства" местным жителям 18. Мало того, едва прибыв к берегам Камчатки, экипаж судна по­спешил ликвидировать всех находившихся на борту алеутов (главным обра­зом женщин), частично перебив их, частично выбросив за борт, чтобы избавиться, таким образом, от свидетелей преступлений промышленников на Алеутских островах.
Эти факты опровергают сусальный образ "Колумба Росского", весьма популярный в отечественной историографии 32. Правильнее было бы имено­вать Шелихова не Колумбом, а Кортесом! Не случайно современник событий академик Э. Лаксман писал из Сибири графу А.А. Безбородко: "Где частные выгоды перевес имеют, там богачам нетрудно свои намерения исполнять по Северо-Восточному океану почти все коммерческие дела, которые сходствен­нее грабежам называть можно в руках помянутого Шелихова. Котораго про­мышленники состоят из ядра развратнейших иркутских буйственников и мошенников, и хозяин их довольно имеет в себе той жестокости, которую мы о Гишпанцах читаем в древней американской истории, когда он мог над бед­ными Алеутами пробовать свою саблю, пистолету и винтовку" 33.



Profile

dvinetz: (Default)
грибник из Витебска

April 2019

S M T W T F S
 123456
7891011 1213
14151617181920
21222324252627
282930    

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Sep. 1st, 2025 04:15 am
Powered by Dreamwidth Studios