
некоторые популярные мифы о самураях
Томас Конлан, ассистент-профессор по изучению Азии в Боудойн-колледже. Конлан является специалистом по самураям и военным конфликтам в Японии 14-ого века. Его книга, "Состояние войны: насилие и хаос в Японии 14-ого века", была недавно опубликована Центром по изучению Японии мичиганского университета.
Его исследования выявили, что миф о самураях является именно мифом, и ничем другим. Популярное, фольклорное представление о самурае как о преданном воине, готовом умереть за правое дело, верным мечом прокладывающем себе дорогу в битве - это фабрикация. На самом деле, миф о самураях был рождён в мирную эпоху, столетия спустя после тех времён, когда самураи действительно сражались друг с другом в битвах.
Превалирующие представления о самураях имеют мало общего с тем, как эти воины действительно жили и воевали в 14-ом веке. Эти представления были созданы и растиражированы самими самураями намного позже, в мирном 17-ом веке, когда они почувствовали необходимость как-то оправдать собственное существование.
"Мой взгляд на то, какими на самом деле были самураи, отличается от этих более поздних идеализированных представлений" - говорит Конлан.
Япония 14-ого века действительно была эпохой сёгунов и войн, и самураи действительно существовали, но то как они себя вели сильно отличается от того, какими они представлены в кино и литературе. Конлан недавно давал интервью для "National Geographic", а также для "History Channel". Когда он рассказал о своих открытиях, он обнаружил что многим людям дороги их представления о самураях, и они не хотят с ними расставаться.
"Этот идеал до сих пор жив" - он говорит. Многие люди положили на него слишком много. Люди хотят в него верить."
В 13-ом и раннем 14-ом столетии императорский двор формально правил страной, но реальная власть принадлежала сёгуну, который в свою очередь передал законодательную власть камакурскому режиму. Основной заботой камакурского режима были сохранение порядка, надзор над политическими тенденциями и земельные диспуты. В 1232 камакурский режим издал законы, которые предоставляли земельным правам большую защиту, чем Магна Карта. Важным аспектом этого режима было издание законодательных документов. Когда земельные права конкретизировались, самураи начали хранить собственные документы - завещания, налоговые декларации, земельные документы и т.д.
Камакурский режим был уничтожен в 1333 во время драки за престолонаследование, и в последующие 60 лет Японию раздирала гражданская война, но самураи продолжали дукументировать свою военную службу, включая свои действия в бою.
То, как в Японии относятся к хранению документов, позволила открытиям Конлана состояться. Тома, содержащие копии документов с 1180 по 1600 плотно заставляют стены его кабинета.
"Японцы делают неразрушимую бумагу" - говорит он. "Это документы служили подтверждением социального статуса, поэтому их хранили так хорошо".
Переведя 1302 военных документа, Конлан оказался в состоянии воссоздать целые сражения, а также получить ранее недоступное представление о жизни воинов в Японии 14-ого века. В документах содержатся пересказы битв, упоминания о ранениях, о потерях и другие свидетельства очевидцев.
Например, в одном из документов воин упоминает о рубленой ране, которая кажется весьма серьёзной, но позднее кто-то написал красным поверх текста "поверхностное". Кто-то проверял, не преувеличил ли воин серьёзность ранения, о обнаружил что да, преувеличил.
"Я заметил это, и начал читать все записи о ранениях, чтобы как можно точнее реконструировать то, как собственно они друг с другом воевали", сказал Конлан. "Это оказалось весьма богатой темой. Я понял, что они ведли себя весьма отлично от того, как мы это себе представляли."
Например, самураи очень редко использовали меч в бою. Вместо этого они предпочитали лук и стрелы. Так что самурайский меч, как "священное оружие" самураев, это не совсем верно. Их излюбленным оружием была разновидность копья. Мечи были очень дороги, и поэтому редко использовались, что отчасти обьясняет почему некоторые из них так хорошо сохранились.
Самурайская преданность оказалась сильно преувеличенной. Воины были заинтересованы в основном в награде и компенсациях. Конлан обнаружил, что воины часто меняли стороны в конфликте, в зависимости от того, кто больше платил.
Конлан также обнаружил, что превыше всего воины ценили свои земельные права и участки, но вовсе не стремились умереть за господина. Было много документов о том, что воины отступали при значительных потерях. "Они в основном заботились о собственных интересах" - говорит Конлан.
Даже идея харакири вовсе не была такой благородной, как это позднее представлялось самураями. В 14-ом веке воины порой совершали самоубийства, но только в тех случаях, если они стояли перед вероятностью плена и казни. Они считали, что лучше убить себя самому, но не дать врагу сделать это. Тем не менее, повсеместность этого явления - явное преувеличение.
Миф о самураях, как уже было сказано, был создан самими самураями в 17-ом веке. В это время в Японии царил мир. По сути, этот мир стал настолько ценен, что ради его сохранения люди добровольно отказывались от многих прав ради поддержания закона и порядка. Из-за того что в прошлом множество конфликтов возникало из земельных диспутов, правители систематически ломали связь воинов с землёй, и поэтому несмотря что самураи остались отдельным привелигированным классом, свои права на землю они потеряли.
"В это время у людей было чувство, что закон должен стать абсолютной, трансцендентной силой", обьясняет Конлан. "Как метод установления и сохранение власти, был сделан упор на абсолютное подчинение закону любой ценой".
В мирное время, при стабильном правительстве и без прав на землю, самураям понадобилось оправдать своё существование. Они начали пропагандировать идею о том что "путь самурая это смерть", преувеличивая своё чувство преданности и чести. Они также поддерживали идею о самоубийстве как идеале для воина, но даже в 17-ом веке, большинство самоубийств были продиктованы прагматическими мотивами - если самурая казнили, его потомки теряли права наследования. Если же он совершал самоубийство, то имущество передавалось наследникам, так что некоторые избирали этот путь.
"Когда в стране царит мир, очень удобно твердить что путь воина это смерть. Но такую роскошь можно позволить себе только в мирное время. Во времена войн таких глупостей никто не говорит. Я думаю что у самураев 14-ого века было куда больше здравого смысла", говорит Конлан.
Когда в 19-ом веке американцы столкнулись с самурайским идеалом, он произвёл на них глубокое впечатление, и они распространили этот миф. В самой же Японии популярность этого идеала переживала взлёты и падения, и теперь в США этот идеал более популярен, чем в Японии.